«Злой человеческий гений всегда ищет возможности использовать плоды своего труда, чтобы покорять, терять или обманывать других» (Хорас Уолпол, английский писатель XVIII века).
Авиация принесла людям немало благ. Но как правдивыми оказались вышеприведенные слова Хораса Уолпола! Еще задолго до первых попыток подняться в небо люди начали обдумывать, как можно было бы использовать летающие аппараты в военных целях.
В 1670 году, более чем за 100 лет до того, как первый воздушный шар с человеком на борту оторвался от земли, итальянский иезуит Франческо де Лана сказал: «Бог никогда не допустит, чтобы человечество создало такую машину (воздушный корабль), иначе это изобретение могло бы принести много вреда всем народам и государствам». Ему даже удалось сделать определенные предсказания: «Каждому понятно, что ни один город не будет защищен от неожиданных нападений. Ведь воздушные корабли могут в любой момент появиться прямо над базарной площадью и высадить на нее свой экипаж. То же может случиться во дворах частных домов, а также на морских судах… С неба эти корабли смогут бросать куски железа и так будут топить лодки и убивать людей, а корабли будут испепелять разными зажигательными средствами, пулями и бомбами».
В конце XVIII века появились шары, поднимавшиеся в небо с помощью водорода или нагретого воздуха. Хорас Уолпол опасался, что эти аэростаты быстро превратятся в «машины-истребители человеческого рода». И действительно, к концу 1794 года французские военные начали использовать водородные шары, чтобы разведывать вражескую территорию и высаживать на нее свои войска. Также воздушными шарами пользовались во время гражданской войны в США и франко-прусских конфликтов 1870-х годов. В течение двух мировых войн прошлого века американские, британские, французские и немецкие войска повсеместно применяли воздушные шары для разведки.
Воздушный шар стал смертоносным оружием и во Второй мировой войне. Японские войска направили в США 9000 беспилотных воздушных шаров с бомбами на борту. До Северной Америки долетело более 280 шаров, наполненных взрывчаткой.
Предусмотрены воздушные линкоры
С самого начала самолеты числились возможными военными машинами. В 1907 году Александер Грейам Белл сказал: «Только несколько человек знают, насколько Америка приблизилась к решению определенной проблемы. Такое решение коренным образом изменит характер войн по всему миру. Я имею в виду конструирование функциональных воздушных линкоров». В том же году в газете «Нью-Йорк таймс» цитировались слова аэронавта, капитана Томаса Лавлейса. Он говорил: «Пройдет от двух до пяти лет, и у каждого большого государства будут военные воздушные корабли и истребители этих кораблей, равно как теперь государства имеют эсминцы и истребители этих эсминцев».
Только через три месяца после этого братья Райт заключили с войсками связи США соглашение о сооружении первого военного аэроплана. В газете «Нью-Йорк таймс» за 13 сентября 1908 года было объяснено, почему армия интересуется самолетами. Там говорилось: «Взрывной снаряд можно запустить в трубу военного корабля. Это приведет к огромным повреждениям в машинном отделении, приведет к взрыву паровых котлов и в конце концов потопит корабль».
Слова Белла сбылись, и самолеты начали «коренным образом изменять характер войн по всему миру». В 1915 году производители аэропланов сконструировали пулемет, выстрелы которого были синхронизированы с оборотами лопастей пропеллера. Вскоре после появления самолетов-истребителей появились бомбардировщики, которые перед Второй мировой войной стали больше и мощнее. Шестого августа 1945 года самолет «Сверхкрепость» (B-29) сбросил первую атомную бомбу. Она сравнила с землей японский город Хиросиму и унесла жизни 100 тысяч человек.
В 1943 году, всего за два года до этой трагедии, Орвил Райт однажды сказал, что, создав самолет, он совершил большую ошибку. Во время двух мировых войн он видел, как его изобретение превратилось в страшное оружие. А сегодня, когда ‘восстает народ на народ’, появились ракеты и бомбы с лазерным наведением и смертоносность самолетов возросла еще больше.