Военная служба представляет собой сложную организованную систему, основанную на иерархии военнослужащих. Основными принципами военной организации считаются единоначалие и строгая дисциплина. Отношения подчиненности предполагают право командиров ставить своим подчиненным задачи и отдавать приказы.
Что представляет собой приказ?
В общевоинских уставах ВС РФ определено, что приказ это распоряжение командира, обращенное к подчиненным и требующее обязательного выполнения определенных действий, соблюдения тех или иных правил, или устанавливающее какой-либо порядок.
Форма приказа может быть как письменная, так и устная. Невыполнение приказа командира предполагает уголовную ответственность. Командир уполномочен приказывать подчиненным только в вопросах, касающихся военной службы.
Приказ имеет кардинальное отличие от приказаний. Он начинается со слова «Приказываю» и должен содержать четкое и понятное руководство к действию, исключающее двоякое понимание. После получения и уяснения приказа, военнослужащий должен ответить «Есть». По исполнению приказа военнослужащий обязан доложить об этом своему командиру или о причинах, которые помешали его исполнению.
Приказы командира должны соответствовать нормам законности. Если подчиненный совершает преступление, исполняя заведомо противозаконный приказ командира, он подлежит уголовной ответственности. Однако, военнослужащий, отказавшийся от выполнения такого приказа, не будет к ней привлечен.
Критика и обсуждения приказа
Подчиненный не имеет права критиковать или обсуждать приказы руководителя. Если же он считает, что приказ каким-то образом ущемляет его права или затрагивает частные отношения, не относящиеся к службе, военнослужащий вправе обжаловать такой приказ, но только после его исполнения. За критику и обсуждение приказов подчиненные несут ответственность.
Норма, запрещающая вести какую-либо критику или обсуждение приказа создана с той целью, чтобы в армии не возникало сомнений в высоком статусе командира, его авторитете и профессионализме.
Вместе с тем законодатель не дает точного толкования данной нормы. Открытым остается вопрос, всегда ли запрещено критиковать и обсуждать приказы командира. Если это касается исключительно военной службы, то не будет являться нарушением закона, когда военнослужащий станет обсуждать приказ дома, например со своей супругой, или же с другими коллегами, но в неслужебное время.
Кроме того, отсутствует норма, запрещающая критиковать и обсуждать приказания командира. Это сделано с той целью, чтобы максимально поднять статус приказа, возвысить его над приказаниями и распоряжениями начальника.
Зависимость управления войсками от критики и обсуждения приказа
Недопустимость обсуждение и критики приказов существует с той целью, чтобы наделить командира властью, поднять его среди подчиненных. Вместе с тем данная норма не совсем корректна.
Во многих современных организациях и компаниях критика и обсуждение являются незаменимыми спутниками прогресса. Руководитель, прислушиваясь к критике своих подчиненных коллег, делает выводы о своей работе и эффективности управления. Военная служба же напротив, не приемлет этого, предполагая, что командир имеет большой авторитет, а подчиненные всего лишь исполнители, которые не способны широко мыслить и анализировать.
Еще одним противоречивым аспектом является то, что многие командиры это вчерашние выпускники военных ВУЗов. Приходя в войска, они имеют ограниченный багаж знаний и совсем не имеют опыта. А уже с первых дней на службе они обязаны ставить задачи своим подчиненным, отдавать приказы и требовать их выполнения. Таким командирам критика необходима. Прислушиваясь к мнению подчиненных, можно совместить знания, полученные во время учебы, опыт подчиненных коллег и в результате стать хорошим руководителем.
Отдельно следует рассматривать вопрос приказов в условиях военного положения. Такие приказы нет времени обсуждать и от их выполнения будет зависеть жизнь. Поэтому разумно будет конкретизировать норму, указав, что недопустима критика и обсуждение приказов в условиях военного времени. В бою жизнь солдат и выполнение задачи напрямую зависит от действий командира, в связи с чем, его профессионализм и опыт должны быть неоспоримы.
Для осуществления надлежащего армейского управления, командир должен сам проводить четкое различие между приказом и приказанием. Чтобы не умалять уровень приказа, нужно понимать, в каких случаях можно обойтись только приказанием, а в каких необходимо именно ставить приказ. Многие начальники относятся к нему, как к простой формальности, гарантирующей выполнение задачи подчиненным под страхом наказания. Это дискредитирует статус приказа, делая его чем-то повседневным и формальным.
Таким образом, командир, для организации надлежащего управления войсками, должен отдавать приказ в случаях, если:
- существует необходимость выполнения конкретно-значимой задачи, связанной с защитой граждан и государства;
- нет возможности или нецелесообразно обойтись обычным приказанием;
- командир берет на себя всю ответственность за отданный приказ и понимает неотвратимость наказания, если этот приказ противоречит закону.
Правильное понимание военными начальниками разницы между приказами и приказаниями будет способствовать надлежащему выполнению подчиненными поставленных задач и окажет положительное воздействие на результативность военного управления. У подчиненных сложится авторитетное мнение о таком командире и воинский коллектив под его руководством сможет достичь высокой дисциплины и должного уровня доверия между начальником и подчиненными.
Приказы, хоть это и запрещено, обсуждались и будут обсуждаться. К этому не стоит относиться негативно.
Любой командир должен прислушиваться к мнению своих подчиненных и адекватно воспринимать критику в свой адрес.