Во время Великой Отечественной войны ключевую роль для советских войск играли артиллерия, танки и самолеты. Но и морской флот был задействован для успешной обороны прибрежных городов, и хотя боевых кораблей в СССР в те годы было мало, некоторые выпущенные до войны морские бойцы сумели отличиться в боях. Один из них – крейсер «Киров», названный в честь выдающегося советского политического деятеля С.М. Кирова.
История Крейсера «Киров».
История этого корабля началась в неспокойные 30е. В те времена в Советском Союзе тяжелые боевые суда практически отсутствовали: на вооружении числилась лишь тройка крейсеров (корабль) «Светлана», которых выпустили еще при царской власти. К тому же материально-техническая база была слишком слабой, чтобы производить принципиально новые военные суда, а для ее развития требовались огромные вложения, и временные, и денежные. Все же советское руководство понимало нарастающую с Запада угрозу, и тогда было принято решение взять за основу зарубежный легкий крейсер.
В 1930 начались переговоры Советского Союза и Италии, по завершению которых советская сторона надеялась приобрести несколько боевых судов. Однако итальянцы отказались продавать в СССР свои суда, они лишь согласились помочь нашим специалистам в проектировании похожих кораблей на советской территории. В результате в 1932 г. был подписан договор с итальянской фирмой «Ансальдо», согласно которому последняя должна была предоставить СССР чертеж и отдельные комплектующие крейсера «Раймондо Монтекукколи», а также провести консультации по проектированию подобных кораблей.
Работы над советским крейсером начались уже в 1934, при этом проект получил кодовый номер 26, а главным конструктором нового корабля назначили судостроителя А.И. Маслова. Техническое задание предписывало создать легкий крейсер, который мог держать на себе четыре орудия калибра 180 мм, столько же – калибра 100 мм, столько же 45-мм зенитных орудий и столько же пулеметов калибра 7,62 мм. Кроме того, корабль должен был вооружаться двумя торпедами. При этом предписанная максимальная скорость судна была 38 узлов (70 км/ч), дальность плавания – 3600 миль (около 5800 км), а общая мощность турбин – 126 500 л. с. Экипаж же должен состоять из 54 офицеров, 148 старшин и 532 матросов.
Копия?
Советские судостроители, как это всегда бывало, не просто копировали итальянское судно по образу и подобию, а создавали нечто свое. В результате «Киров» стал совсем не похож на итальянского прародителя: было установлено новое вооружение, толщина брони достигла 50 мм для борта и палуб и 150 для боевой рубки, а корпус корабля изготавливался по совсем другой технологии. Но надо сказать, что испытания нового судна прошли далеко не гладко.
Все началось с опоздания на 4 месяца от первоначального плана по строительству судна: его заложили в 1936 на Заводе №189 в Ленинграде, а спустили на воду 30 ноября того же года. После этого первое же плавание крейсера, начатое 7 августа 1937, показало целый ряд недочетов при проектировании. Главного строителя судна – Н.В. Григорьева – сняли с должности, арестовали и расстреляли, после чего назначили главным строителем В.Л. Бродского, но и его вскоре постигла та же участь.
Однако главное происшествие с «Кировым», которое могло стать для него роковым, произошло уже в 1938 г., во время заключительных испытаний. В их рамках проводились в числе прочего и стрельбы торпедами, и одна из выпущенных торпед сделала петлю и попала в борт судна. Из-за этого последовали арест и расстрел еще одного специалиста – председателя комиссии по приемке крейсера «Кирова» А.К. Векмана. Лишь после нескольких репрессий судостроителей и многочисленных переделок крейсера уже 25 сентября 1938 корабль признали годным к службе, и соответствующий акт подписала комиссия, которую возглавил капитан II ранга Д.Д. Долин.
Военный дебют.
Кораблю все-таки удалось войти в строй, и с 1939 г. он стал базироваться в Таллине. Военным же дебютом для «Кирова» стала битва у о. Руссарэ, где он принял участие в обстреле финской батареи. В августе 1940 он участвовал в военных учениях в Финском заливе, в сентябре прибыл в латышский порт Лиепая, но вскоре отправился в Кронштадт на ремонт и замену отдельных частей орудий.
Но особую роль крейсер «Киров» сыграл, конечно же, в годы Великой Отечественной войны. Роковую дату он встретил в Риге и в тот же день начал интенсивные бои против авиации противника. Командовал кораблем в это время вице-адмирал В.П. Дрозд. В июле 1941 «Киров» перебрался в Таллин и продолжал отбивать налеты истребителей, а также прикрывать эвакуацию из города сухопутных частей. 29 августа крейсер снова вернулся в Кронштадт, и в начале сентября он как мог старался сдерживать наступление немцев, находясь на Неве. Все же, когда Ленинград оказался в блокаде, «Киров» сам часто становился мишенью авиации. 23 сентября в судно попали две немецкие бомбы, одна из которых взорвалась в офицерских каютах, а другая угодила в нижнюю палубу, но не взорвалась.
Но «Киров»…
Устоял, пережил блокадную зиму и продолжал держать оборону. Однако весной 1942 г. он снова стал мишенью: 4 апреля с самолетов на крейсер было сброшено 10 бомб, 9 из которых не попали в судно, но взорвались в непосредственной близости от него, а десятая повредила борт и две палубы, а также вывела из строя одну зенитку и одно орудие калибра 100 мм. Но и это было не все: 24 апреля в крейсер попали сразу три бомбы, которые сильно повредили корпус. После этого судну потребовался ремонт, который занял два месяца. Проводилось не только восстановление корпуса, но и замена орудий: орудий калибра 100 м стало в 2 раза больше, добавилось два пулемета, а вместо зениток установили 12 37-мм автоматов. Обновленный крейсер вернулся в строй летом 1942.
Крейсер «Киров» боевые действия.
Роковая зима 1941-1942 гг. не прошла даром для крейсера «Киров»: 27 февраля 1943 он получил Орден Красного Знамени. В то же время он продолжал отбиваться от немецкой авиации, а в январе 1944 г., когда советские войска начали разгром немцев под Ленинградом, крейсер перешел в наступление вместе с ними, поддерживая солдат огнем из своих орудий. В последний раз же «Киров» дал залп летом 1944, во время Выборгско-Петрозаводской операции.
После же окончания Великой Отечественной войны крейсер оставался в строю, и мучения его не закончились. 17 октября 1945 г. он во время учений подорвался на донной мине и снов сильно повредился. Его пришлось отбуксировать в Кронштадт и ремонтировать до конца 1946. После этого в 1949 «Кирову» потребовались капитальный ремонт и модернизация, в ходе которой вновь были заменены орудия, а также была доработана носовая надстройка.
Обновленный корабль вернулся в строй в 1953 г. и стал базироваться в Лиепае. Так продолжалось до 1958, после чего крейсер был списан и возвращен в Кронштадт, где его поставили на отстой. Но и на этом жизнь судна не закончилась: в 1960 он попал на Ленинградскую военно-морскую базу, а еще через год стал учебным кораблем. Он стал поддерживать курсантов во время плаваний по Балтийскому морю, нередко заходя в порты Польши и ГДР. Все же возраст судна взял свое, и в 1974 г. крейсер «Киров» был списан и отправлен на металлолом. Сегодня же напоминаний о славном боевом корабле совсем мало. На родине судна в Питере, на Васильевском острове, в качестве памятника стоят две главные башни крейсера «Кирова», а в одном из парков в Алма-Ате выставлено одно из орудий этого судна.
Крейсер «Киров» — советский боевой корабль с непростой судьбой. Одно только его рождение было тяжелым, но благодаря профессионализму судостроителей и мастерству моряков это никак не помешало ему устоять и во время первых наступлений немцев, и во время блокады, и в послевоенное время. Хотя в 70х гг. судно порезали, сохранившиеся орудия не допустят забвения корабля в целом.