Понятие военной оккупации можно рассматривать с точки зрения определения военной оккупации и различия между оккупацией и аннексией.
В международном праве существует особая система правил военной оккупации как особого понятия. Отличного от мирной оккупации в мирное время, которая может иметь место при различных обстоятельствах и легитимность которой зависит от особого набора правил.
Определение военной оккупации, которое можно назвать общепринятым и неоспоримым в теории и на практике, дается в Гаагских правилах 1907 года . Иначе — в приложении к Гаагской конвенции 1907 года в статье 42:
Территория считается оккупированной, если она действительно находится под властью вражеской армии. Оккупация распространяется только на территорию, на которой эта власть установлена и способна осуществлять власть.
Отношения между военной оккупацией и аннексией долгое время были отношениями идентичности, потому что де-факто власть приравнивалась к юридической власти. Возможная позднее легализация территориальных завоеваний (посредством определенного мирного соглашения и т. д.)
Была желательна, но не обязательна. Только в новую эпоху понятия разделяются, и даже современное регулирование этого вопроса показывает, что позиция, принятая в международном праве, состоит в том, что военная оккупация является фактом, хотя и регулируется определенными нормами, и что ее нельзя приравнивать к суверенитету. на определенной территории.
Вся совокупность правовых норм направлена именно на то, чтобы не допустить, чтобы оккупирующая держава предпринимала меры против законной власти и совершала действия, которые по природе своей резервируются за государством, территорией которого она является.
Правовые источники
Создание правовых источников, которые будут регулировать вопрос военной оккупации, в первую очередь относится к ХХ веку. Ранее мы могли говорить об определенных обычаях или спорадических, вторичных и необязательных правилах или применении по аналогии с нормами военного права в целом. Первым соответствующим источником является Гаагское положение к Гаагской конвенции 1907 года.
Потребность в дальнейшем урегулировании этого вопроса возникла после Второй мировой войны и всего, что оккупационные армии противоборствующих сторон делали на оккупированных территориях, не применяя и не применяя положения Гаагских документов совсем избирательно. Важное значение имеет Женевская конвенция о защите гражданского населения во время войны 1949 года. (также известная как IV Женевская конвенция ) и Конвенция 1954 года о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта.
Соответствующий источник Протокол I связан с IV Женевской конвенции, сделанные 8 октября 1977 года. Правила, связанные с военной оккупацией, можно найти в некоторых других документах, но в первую очередь они регулируются попутно. Конечно, в ситуациях военной оккупации можно применять другие нормы военного права, что зависит от конкретной ситуации.
Примеры военной оккупации сегодня
Относительно чистейшим примером оккупации является марокканская оккупация Западной Сахары , которую Марокко произвольно аннексировало. Хотя на этой территории находится другое правительство ( Сахарская Арабская Демократическая Республика ), признанное 43 странами.
Похожий пример — турецкая оккупация северной части Кипра с попыткой Турции признать оккупированную часть ( ТРСК ) независимым государством. На сегодняшний день это сделала только Турция.
Ситуация здесь осложняется тем, что местное население считает турецкое правительство не оккупационным, а легитимным. Статус территорий Голанских высот , Западного берега и Восточного Иерусалима, которые Израиль произвольно аннексировал и продолжает удерживать на них военные оккупационные силы. Также создает дилеммы , несмотря на десятки резолюций и заявления президента Совета Безопасности ООН.
Правовая ситуация здесь изменилась с образованием Палестинской автономии и будущее развитие ситуации должно быть привязано к будущему этой страны. Вопрос о Голанских высотах остается очень спорным, потому что ООН и страны мира не признают никакого суверенитета Израиля на этой территории. Что фактически делает эту ситуацию (несмотря на специальные израильские правовые меры) военной оккупацией.
Статус Курильских островов является спорным еще и потому, что советская оккупация этой территории после капитуляции Японии во Второй мировой войне не имеет юридического основания в действующих документах.